Смотрите: раздел 1, пост от 12/05/2019
раздел 2, пост от 13/05/2019
раздел 3, пост от 14/05/2019
раздел 4, пост от 15/05/2019
раздел 5, пост от 16/05/2019
раздел 6, пост от 29/05/2019
раздел 8, пост от 09/06/2019
раздел 10, пост от 30/08/2019
раздел 11, пост от 31/08/2019
Окончание: раздел 12, пост от 01/09/2019
Памяти авиаторам 127-й истребительной авиационной дивизии
Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота
посвящается…
Раздел
9
Боевой
путь 329 (7)-го истребительного авиационного
полка (в/ч
49309)
7-й
ИАП сформирован в июле 1941 года и включен
в 62-ю ИАБ.
В
сентябре 1941 года командиром полка был
назначен Душин А.З. В ноябре-декабре
1941 года 3-я АЭ 7-го ИАП обеспечивала
прикрытие Севастополя. Полк базировался
на аэродроме Херсонес.
На
фото 102: Капитан
Денисов К.Д.
С
08.07.1942 года командиром полка был назначен
Герой Советского Союза капитан Денисов
К.Д., которым он командовал по апрель
1943 года (фото
102, 103).
На
фото 103: Генерал-майор
авиации Денисов К.Д.
Заместителем
командира 7-го ИАП с декабря 1942 по март
1943 года был Малинов Константин Павлович.
В
составе 7-го ИАП воевали Герои Советского
Союза Севрюков А.И.(фото
104), Михалев
В.А.,
Рыжов Е.М. и Нефедов А.И.
На
фото 104: Севрюков
А.И.
С апреля
1943 по апрель 1945 года командиром полка
был подполковник Янковский Владимир
Михайлович (фото
105).
На его счету 7 сбитых самолетов противника.
После ВОВ и окончания академических
курсов он вернулся в родной полк и
продолжал служить в нем до 1947 года. В
дальнейшем полковник Янковский В.М.
возглавлял 16-е Камышинское минно-торпедное
ВМАУ.
На
фото 105: Янковский
В.М.
В
1942 году в 2-й АЭ полка служил летчик
Минкин А.П., будущий командир полка в
50-х годах.
В
1943 году полку был присвоен номер полевой
почты в/ч 49309. На вооружении полка
находились самолёты: И-16, МиГ-3, Як-1,
«Спитфайр» MkV,
Р-40 «Киттихаук».
Летчик
Воронов Владимир Иванович начал воевать
в 7-м ИАП. К концу ВОВ на его счету было
13 побед в воздушных боях. После войны
ему присвоили звание генерал-полковника
и назначили командующим ВВС ЧФ
(фото
106).
На
фото 106: Генерал-полковник
авиации Воронов В.И.
В
октябре 1943 года полк базировался на
аэродроме грузинского
городка
Миха-Цхакая и находился в составе
сформированной 4-й ИАД. За успехи в боях
за Новороссийск, Керчь и Феодосию полку
был присвоен орден Красного Знамени, а
за освобождение Севастополя полку
присвоено почетное наименование
Севастопольского. После освобождения
Севастополя полк базировался в районе
Качи, на аэродроме Алма-Томак (п. Песчаное).
В
июне 1944 года в составе 7-го ИАП на аэродроме
Миха-Цхакая была создана 24-я ОАЭКА
(отдельная авиационная эскадрилья
корабельной авиации), которой командовал
майор Виноградов. В своем составе
эскадрилья имела звено самолетов А-20Ж
«Бостон», отряд «Спитфаер Mk.V8»
и
отряд самолетов КОР-2. В эскадрильи
служили летчики: старший лейтенант
Пилюк А.Л., лейтенант Шевченко В.В.,
младший лейтенант Воробьев Г.М. (фото
107).
На
фото 107: Воробьев
Г.М. у самолета ЛаГГ-3
Эскадрилья
отрабатывала старт и взлет истребителей
с катапульты, установленной на крейсере
(фото
108).
Это были первые шаги к созданию авианесущих
крейсеров.
Фото
108. Взлет
самолета с катапульты крейсера
В
соответствии с циркуляром ГШ ВМС от
12.12.1946 года 7-й ИАП 4-й ИАД был переименован
в 34-й ИАП. Место базирования полка был
аэродром Альма-Томак.
На
основании очередного циркуляра ГШ ВМС
от 12.04.1948 года 18 июля 1948 года 34-й ИАП был
переименован в 329 (7)-й ИАП. На вооружении
полка находились Р40 «Киттихаук», Як-9 и
Як-11.
В
1949 году 329-й ИАП числился как отдельный
ИАП с подчинением непосредственно
командующему ВВС ЧФ. В начале 50-х годов
полк был перевооружен на истребители МиГ-15 (фото 109).
Фото
109. Реактивный
самолет МиГ-15
С
января 1950 года полк базируется на
аэродроме Геленджик (Тонкий мыс). В
феврале-марте 1951 года полк вошел в новую
527-ю ИАД ВВС ЧФ.
С
февраля 1947 по февраль 1950 года помощником
командира 34 (329)-го ИАП был Герой Советского
Союза полковник Нефедов Анатолий
Иванович (фото
110).
За период ВОВ он сбил 13 самолетов
противника.
В
1951 году командиром полка стал Герой
Советского Союза Цапов Иван Иванович(фото
111).
Позднее
в звании генерала-лейтенанта авиации
он занимал должность генерал-инспектора
войск ПВО страны. В воздушных боях в
период ВОВ он самостоятельно сбил 13
самолетов противника и 11 - в группе.
С
декабря 1951 по март 1956 года командиром
полка был полковник Юдин Борис
Амфилохиевич. В период ВОВ он служил
командиром 3-й АЭ 11-го ГИАП, сбил 3 самолета
противника, награжден тремя орденами
Красного Знамени.
В
июле 1953 года полк перелетает с аэродрома
Геленджик на аэродром Керчь-2. С 15.03.1956
года по август 1960 года командиром полка
был полковник Прозор Владимир Васильевич
(фото
112).
Боевой
опыт Прозора В.В. и вся его служба была
связана с Черноморским Флотом. Он был
ведомым у Героя Советского Союза
Денисова. За время боев в ВОВ им было
уничтожено 11 самолетов противника.
Награжден тремя орденами Боевого
Красного Знамени, орденом Александра
Невского. После увольнения в запас
Прозор В.В. много лет работал инспектором
ГВФ СССР.
На
фото 110:
Нефедов А.И.
На
фото 111: Цапов
И.И.
На
фото 112:
Прозор В.В.
Фото
113.
Фото
114.
На
фото 113, 114: Мухин
В.И.
В
1951-1955 годах заместителем командира
полка был подполковник Семенчуков,
начальником штаба – подполковник
Золотов (1951 г.) и подполковник Гладченко
(декабрь 1951 г.- ноябрь 1955 г.), штурманом
полка был майор Мухин Василий Иванович
(фото
113,114).
В
период ВОВ Мухин
В.И.
служил в Сафоновском ИАП СФ, был ранен
в воздушном бою, награжден орденом
Боевого Красного Знамени.
В
1951 году в полку служили командир АЭ
майор Хрузин, зам.командира АЭ ст.лейтенант
Лантарев, инженер АЭ майор Бабич, техник
по спецслужбам АЭ старший лейтенант
Воропаев.
В
1952 году инженером по спецоборудованию
был старший лейтенант Калачихин,
инженером подразделения «Г» был капитан
Радостев, старший техник АЗ капитан
Мацкевич, техник-лейтенант Митькин.
В
1953 году командиром АЭ 329-й ИАП был капитан
Фатеев А.П., в 1956 году в звании майора он
был переведен на
эту должность в
966-й ИАП (фото
115).
На
фото 115: Фатеев
А.П.
В
1954 году командиром АЭ 329-й ИАП был майор
Кириллов, начальником медслужбы полка
майор Ганзин.
В
1955 году помощником командира полка были
подполковник Симкин, в 1956 году - майор
Давыдкин.
В
период 1947-1960 годов в составе 329 (7)-го ИАП
и 3126-й АТБ проходили службу многие боевые
офицеры и сверхсрочники, переведенные
с разных флотов. Так, в 3126-ю АТБ, после
обучения в
9-й и 534-й объединенной школе авиационных
механиков (ОШАМ) в г.Феодосия,
пришел бывший пулеметчик Стеценко
Леонид Филиппович (фото
116).
На
фото 116:
Курсант
Стеценко Л.Ф.(справа)
После
расформирования 127-й ИАД в 1960 году
его
переводят
служить в 35-й БАП 71-го Авиационного
Полигона (АП), где на аэродромах Багерово
под
Керчью
и позднее
- Оленья
под Мурманском обслуживал самолеты Ту-16А, обеспечивал
испытания ядерных боеприпасов на
полигоне Новой Земли (фото
117).
В
2017 году Стеценко отметил свое 90-летие
(фото
118).
На
фото 117:
Стеценко
Л.Ф.
На фото 118:
Ветеран
Стеценко Л.Ф.
После
окончания керченской 9-й
и 534-й ОШАМ (в/ч 09958) в
329 (7)-й ИАП авиатехником был направлен
мл. лейтенант Слепанев Анатолий
Александрович.
Он
обслуживал самолет МиГ-17 старшего
лейтенанта Яковлева Егора Анатольевича
(фото
119).
На
фото 119
(слева направо): Яковлев
Е.А. и Слепанев А.А.
После
ВОВ Слепанев А.А., окончив Рижский
авиационный институт, служил в различных
авиационных частях ВВС ЧФ. За период
службы занимался подготовкой к летными
испытаниями первых самолетов вертикального
взлета Як-38 на борту ПКР (вертолетоносцев)
«Москва» и «Ленинград» (фото
118).
Завершил службу подполковник Слепанев
А.А. командиром в/ч 43325 в г. Саки (фото
120).
После демобилизации работал инженером
ЛИС ОКБ им. Яковлева.
Подготовка
ЯК-38 к испытаниям
На
фото 120:
Слепанев
А.А. (справа)
С
1947 года по 1956 год в 329-м ИАП летчиком
проходил службу капитан Коваль Леонид
Васильевич, получивший огромный боевой
опыт во время боев на Черноморском Флоте
(фото
121-123).
На
фото 121
(слева направо): Коваль
Л.В. (сидит,
четвертый)
На
фото 122:
Лейтенант
Коваль Л.В.
Фото
123.
Летная книжка Коваля
Л.В.
На
фото 124: Капитан Коваль Л.В.
В
воздушном
бою
был ранен. В февраля 1944 года посадил
подбитый и горящий Як на аэродром в
районе Майкопа. Самолет был спасен, но
он получил страшные ожоги лица, рук и
ног (фото
124).
В
начале 1953 года им был освоен реактивный
истребитель МиГ-15, в 1956 году — МиГ-17.
Майор Коваль Л.В. в марте 1956 года был
переведен в 966-й ИАП заместителем
командира полка по летной подготовке
и теории полетов (фото
125).
На фото 125: Майор Коваль Л.В.
В
1958 году приказом главнокомандующего
ВМФ №035 ему была присвоена классификация
«Военный летчик первого класса». За
период службы в авиации Коваль Л.В.
летал на двадцати типах самолетов (фото
126, 127).
В
звании подполковника он служил
в полку, вплоть до его расформирования
в 1960 году.
За
период воинской службы Коваль Л.В. прошел
путь от матроса-пулеметчика (фото
128)
до
высококлассного военного летчика
Черноморского флота.
Позднее
ему
было
присвоено звание полковника авиации в
отставке (фото
129).
После
выхода в запас Коваль Л.В. еще более 30
лет трудился
в
народном хозяйстве Керчи (фото
130,
131).
Фото
126.
Фото
127.
Фото
124, 125.
Страницы
из летной книжки Коваля Л.В
На
фото 128:
Матрос Коваль Л.В. (1940 г.)
На
фото 129:
Полковник в отставке Коваль Л.В. (2010 г.)
Встреча
с
однополчанином
На
фото 130(слева
направо):
Коваль и Брошивалов
Встреча
однополчан
на празднике Дня Победы в Керчи
На
фото 131
(слева направо):
Коваль и
Круглов
Техником
самолетов МиГ-15 и МиГ-17 у летчика
Коваля
Л.В. в 329-м ИАП был высококлассный
авиатехник капитан Полтавцев Павел
Иванович, воевавший на КБФ и в 3-м ИАП
ВВС ЧФ. В
1957
году он
получил
должность инженера эскадрильи (фото
132).
На
фото 132:
Полтавцев
П.И.
После
увольнения в запас Полтавцев
П.И.
много лет обслуживал в Керченском
филиале Зеленодольского ПКБ авиадвигатели
экспериментальных морских судов на
подводных крыльях, моделей экранопланов
(фото
133-135).
Его «золотым» рукам были подвластны
двигатели: ВД-7, ВК-1, АИ-20Д, АИ-25, ГДТ-3ф,
АИ-8, АИ-9 (фото
136,137).
Фото
133.
Фото
134.
Фото
135.
На
фото 136:
Полтавцев П.И. обслуживает реактивный
двигатель
судна
На
фото 137:
Капитан
в отставке Полтавцев
П.И.
Из
42-го Сахалинского ИАП в 329-й ИАП прибыл
авиатехник капитан Ярулов Зият Футулович,
имеющий большой
опыт обслуживания авиационной техники.
Его служба в полку продолжалась вплоть
до его расформирования в 1960 году.
Из
47-го ШАП ЧФ в 329-й ИАП был переведен
старший лейтенант Соворовский
Григорий Васильевич. Завершил он службу
в
звании
подполковника,
штурманом полка. После выхода в запас
долгие годы работал диспетчером
Керченского аэропорта.
В
период ВОВ и вплоть
до расформирования полка
проходил службу летчик, командир 2-й АЭ
Лантарев Александр Михайлович.
Осенью
1960 года 329 (7)-й Краснознаменный
Севастопольский ИАП (в/ч 49309) под
командованием Прозора В.В. был
окончательно расформирован и прекратил
свое существование (фото
138).
Личный
состав 329-го ИАП перед расформированием
На
фото 138 (первый ряд):
Командир
полка полковник Прозор В.В. (четвертый), Саворовский
Г.В. (шестой),
Слепанев
А.А.
(десятый)...
В
память о боевом 329
(7)-ом
истребительном авиационном полку
Черноморского
флота
были выпущены нагрудные знаки (фото
139).
Фото 139.
Продолжение следует...
0 comments:
Отправить комментарий