Входившие в состав Антарктической китобойной флотилии "Советская Украина" китобойные суда были отечественной постройки (ССЗ имени 61 коммунара).
Китобойное судно имело водоизмещение 1270 тонн, длину 63,6 метра, ширину 9,5 метра. Четыре дизель-генератора по 900 лошадиных сил каждый давали возможность судну развивать на один винт
скорость до 18 узлов. Экипаж китобойца состоял из 31 человека.
Всего в промысловый рейс на китобойной флотилии, включая базу и суда-охотники, выходило от 950 до 1100 моряков. Длительность рейсов составляла от 8 до 9 месяцев.
Не в каждом рейсе в составе флотилии находились все китобойные суда, некоторые использовались для выполнения научных отраслевых программ, работали по программе Международной китобойной комиссии (МКК) или были задействованы для реализации других вопросов.
БДИТЕЛЬНЫЙ-24
На китобойных судах за все периоды антарктичекого промысла сменилось много капитанов и гарпунёров. Приведу фамилии некоторых из них:
капитаны - Александров Евгений, Ангелин Владимир, Андреяш Дмитрий, Беляев Владимир, Буров Евгений, Гузенко Василий, Гурин Алексанлр, Дрогин Николай, Журавель Георгий, Елпатов Станислав, Кирюхин Герман, Костанди Николай, Кочергин Анатолий, Кларитян Ашот, Крамаров Илья, Красножёнов Сергей, Краулис Владислав, Лабунец Анатолий, Попов Василий, Прискару Григорий, Семенов Константин, Ткаченко Анатолий и многие другие;
гарпунёры - Арипов Юрий, Вихорев Николай, Зарва Петр, Золотов Алексей, Казаков Василий, Кобыльников Анатолий, Корлюк Петр, Марунчак Федор, Недолужко Павел, Прокопенко Федор, Пургин Афанасий, Солиенко Анатолий,Тупиков Василий, Челидзе Шалва и другие отважные и мужественные китобои.
Китобойное судно имело водоизмещение 1270 тонн, длину 63,6 метра, ширину 9,5 метра. Четыре дизель-генератора по 900 лошадиных сил каждый давали возможность судну развивать на один винт
скорость до 18 узлов. Экипаж китобойца состоял из 31 человека.
Всего в промысловый рейс на китобойной флотилии, включая базу и суда-охотники, выходило от 950 до 1100 моряков. Длительность рейсов составляла от 8 до 9 месяцев.
Не в каждом рейсе в составе флотилии находились все китобойные суда, некоторые использовались для выполнения научных отраслевых программ, работали по программе Международной китобойной комиссии (МКК) или были задействованы для реализации других вопросов.
В первом рейсе АКФ "Советская Украина"(1959/1960) имела в своем составе 33 китобойных судна, а в последнем рейсе (1986/1987) - только пять китобойцев. Список китобойных судов :
МИРНЫЙ-21
КОМСОМОЛЕЦ-23
КОМСОМОЛЕЦ-23
БОДРЫЙ-25
БРАВЫЙ-26
БУЙНЫЙ-27
БЕССТРАШНЫЙ-28
БЕСШУМНЫЙ-29
БЕДОВЫЙ-30
БЕСПОКОЙНЫЙ-31
БЕЗУПРЕЧНЫЙ-32
БЕСПОЩАДНЫЙ-33
ВДУМЧИВЫЙ-34
ВЫДЕРЖАННЫЙ-36
ВДУМЧИВЫЙ-34
ВЫДЕРЖАННЫЙ-36
Иван Носенко-40
ГОРДЫЙ -41
ГРОЗНЫЙ-42
ГРЕМУЧИЙ-43
ДЕРЗКИЙ-45
ДИВНЫЙ-46
ДОБРЫЙ-47
ДРУЖНЫЙ-48
Павел Фролов-49
ЗАЩИТНЫЙ-51
ЗНАТНЫЙ-52
капитаны - Александров Евгений, Ангелин Владимир, Андреяш Дмитрий, Беляев Владимир, Буров Евгений, Гузенко Василий, Гурин Алексанлр, Дрогин Николай, Журавель Георгий, Елпатов Станислав, Кирюхин Герман, Костанди Николай, Кочергин Анатолий, Кларитян Ашот, Крамаров Илья, Красножёнов Сергей, Краулис Владислав, Лабунец Анатолий, Попов Василий, Прискару Григорий, Семенов Константин, Ткаченко Анатолий и многие другие;
гарпунёры - Арипов Юрий, Вихорев Николай, Зарва Петр, Золотов Алексей, Казаков Василий, Кобыльников Анатолий, Корлюк Петр, Марунчак Федор, Недолужко Павел, Прокопенко Федор, Пургин Афанасий, Солиенко Анатолий,Тупиков Василий, Челидзе Шалва и другие отважные и мужественные китобои.
Капитаны дальнего плавания, отважные и мужественные китобои-моряки
На фото (справа налево): Лабунец А.С., Андрияш Д.М., Дрогин Н.П., Танцюра В.Л., Шаров А.А. и Кузьменко А.Н.
Китобойное судно "МИРНЫЙ-21"
После удачной охоты
Китобойное судно "БОДРЫЙ-25"
Китобойное судно "БРАВЫЙ-26"
Китобойное судно "БУЙНЫЙ-27"
Китобойное судно "БЕССТРАШНЫЙ-28"
В Антарктике
Возвращение в родную Одесскую гавань
Китобойное судно "БЕДОВЫЙ-30"
Китобойное судно "БЕЗУПРЕЧНЫЙ - 32"
Китобойное судно "БЕСПОЩАДНЫЙ-33"
Китобойное судно "ВДУМЧИВЫЙ-34"
Китобойное судно "ВЫДЕРЖАННЫЙ-36"
Китобойное судно "ГОРДЫЙ-41"
На фото: Над китобойным судном вертолет флотилии МИ-1
Китобойное судно "ГРОЗНЫЙ-42"
Китобойное судно "ГРЕМУЧИЙ-43"
Китобойное судно "ДИВНЫЙ-46"
Китобойное судно "ДОБРЫЙ-47"
Китобойное судно "ЗАЩИТНЫЙ-51"
Китобойное судно "ЗНАТНЫЙ-52"
(Фото из архивов походов в Антарктику)
17 comments:
Помню папу на Вдумчивом 34
Интересно, кто давал названия судам?
Как правило, при серийном строительстве судов по одному проекту (китобойцы построены по проекту, имеющему название "МИРНЫЙ"), дают названия, объединённые чем-то общим. В данном случае и последовали соответствующие названия судов: "Добрый", "Гневный", "Выдержанный" и т.п.
А вот кто именно давал эти названия история умалчивает.
Огромное Вам спасибо за память о китобоях,мой отец более 20лет ходил на промысел,начиная с матроса и закончив капитаном.Работал на Буйном-27(до старпома),а после капитаном на Знатном-52и Бесстрашном-28.Касательно названий китобойцев-дизельэлектроходов,то их давали по аналогии с эсминцами и почти в алфавитном порядке.С Уважением,Воронков.
Не знаю как в случае с китобоями, но на примере БМТРов Камчатрыбфлота, могу сказать, что контора ходатайствовала в министерство с предполагаемыми названиями, а там уже утверждали. Но то 80е, что было в 50е мне пока неведомо. Могу от себя добавить, что КСы 393 проекта были весьма далеки от желаний моряков, именно из-за военной составляющей. Т.е. их предполагалось мобилизовать как эскортные суда в случае войны. А именно имели пере-удлиненные корпуса, заниженную маневренность и как следствие завышенную мощность по сравнению с прототипом Слава-8. Именно суда подобные этому хотели иметь китобои.
Я помню, что китобойная флотилия «Слава» пришла на Дальний Восток с китобойцами пр. 393 тип Мирный. Это были суда: Мирный-21, Быстрый-22, Комсомолец-23, Восторженный-35, Иван Носенко-37, Бойкий-38, Верный-39, Гневный-40, Гуманный-44, Дружный-48, Павел Фролов-49, Жаркий-50. Почти всем этим судам поменяли номера. К примеру, Мирный стал носить №43, Иван Носенко №42. А вот Жаркий ходил несколько рейсов в составе китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Какие-то суда стали ходить с китобойной флотилией «Советская Россия», другие с китобойными флотилиями «Владивосток» и «Дальний Восток». А в первом рейсе АКФ «СОВЕТСКАЯ УКРАИНА» присоединились китобойные суда Живучий-51 и Свирепый-52.
Спасибо за информацию.
Как видно из фотографий и в дальнейшем названия ряда китобойных судов были изменены.
Здравствуйте!
Многим китобойным судам внесли поправки в корпусе. К примеру, на китобойном судне «Мирный-21» убрали один пролёт на гарпунном мостике, добавили стойки для гарпунов, чтобы гарпуны не валялись, а находились в вертикальном положении, не мешая работникам китобойца. «Мирный-21» стал научно-поисковым судном. На АКФ «Советская Украина» было два научно-поисковых судна - «Вдумчивый-34» и «Выдержанный-36».
У меня есть такой вопрос, зачем поставили четырёхзначные номера?
Здравия желаю!
Согласно приказу Минрыбхоза СССР от 7 апреля 1982 г. N 138 «Правила нанесения бортовых отличительных знаков на судах флота рыбной промышленности...» бортовой отличительный знак стал состоять из двух буквенных индексов и четырехзначного номера. Так, на китобойных судах УССР появились следующие номера: ЯК-00.., где первая буква индекса «Я» означала обозначение принадлежности судна по местонахождению порта приписки, вторая «К» - обозначала класс и тип судна (китобойное). Старая нумерация китобойных судов была сохранена , но впереди существующего номера стали наносить соответствующее количество нулей.
Чтобы у меня не возникали сомнения при ответах анонимному лицу, обозначьтесь, пожалуйста, в своих комментариях.
Здравствуйте. Таких судов, как "Мирный", в Советском Союзе было, где-то, 95 штук. Суда были разные: тральщики, Мирный пр.393, паровички «Слава». Не помню пр. 393, но на тральщиках были довольно большие каюты, а китов швартовали к бортам задней палубы.
Ходил на тральщике «Шторм -2» , рейсы 1965/1966,1966/1967. Потом, вплоть до 1980г., работал на китобойцах «Взыскательный-25» и «Влиятельный-26».
Не знаю, как на АКФ «Советской Украина», но у нас били разные виды китов, начиная с синего кита и заканчивая китом минке (с 1979 г.). С уважением, Владимир Григорьев
Спасибо за воспоминание.
АКФ «Советская Украина» в период своих походов с 1959 по 1987 годы добывала практически все виды промысловых китов, в том числе, если попадались, косаток, бутылконосов и пр.
Включали полный ход на китов минке, финалов, сейвалов и иногда на синих китов, если попадались. Били серых и гренландских китов, несмотря на запрет. А так в основном, киты кашалоты. В первых рейсах били очень хорошо горбачей. Жирные киты, сравнительно легко добываются. Когда советский промысел в Антарктике, то на Чукотке ходил китобоец «Звёздный-36». Он бил серых и гренландских китов. Иногда горбачей. С уважением, Владимир Григорьев
Ни где не могу отыскать фото китобойца " Павел Фролов" бортовой номер СК-0049, позывной UDXR Буду признателен всем, кто может поделиться информацией и фото. С ув. Михаил
Moy otez plaval starmehom v 1956 - 1961 na nimere 44 nazvanie Gumanniy. Nazvaniya i pravda ne vplne sootvetstvovali, no nni togda ob etom ne dumali. Ya malenkaya bila, slarshe menya bil VITKA, sin bozmana. Mnogo mi tam nachudili, ,ya vse pomnyu. Spasibo za stranizu. Eto i pravda vajnaya glava v jizni goroda.
Последнее фото снято с борта ТР Берингов пролив в 1987 на слайдовую пленку и это отсканированный слайд.Полная серия пять снимков
К сожалению, мне не попала полная серия снимков этого китобойного судна. Если Вы располагаете архивными снимками китобойцев АКФ“Советская Украина", то для сохранения истории флотилии можно дополнить эту страницу.
УВ СПАСИБО ЗА ФОТО И ИНФОРМАЦИЮ БУДУ РАД ОБЩЕНИЮ И КОНТАКТАМ С УВ АЛ ДУДОЛАДОВ ОДЕССА
Отправить комментарий